Коучинг — истоки, технологии и структура

Коучинг – сравнительно новое и успевшее уже обрасти многочисленными мифами направление в психологии каким-то непостижимо загадочным образом постоянно оказывается связанным с знаменитым и мистическим числом Три. Возможно, отсюда и три основных мифа о коучинге. С ними, а также еще с двумя — итого Три! — тройками – с Тремя видами коучинга, и его местом как Третьего направления в практической психологии мы сейчас и будем разбираться.

Как и в любой троице, начнем с последнего. Итак, история вопроса вкратце такова. Возникнув чуть более ста лет назад с трудами Фрейда и его коллег научная психология, была обращена, собственно, к человеку больному, страдающему: невротику или психотику. До этого участь этих людей была просто ужасна. Они не только не могли получить никакой помощи и облегчения своих страданий, но и подвергались зачастую более чем жестокому обращению, вызванному страхом и непониманием их состояния, которое бесконечно усиливало их и без того невыносимые муки. Так что труд первых психологов был более чем своевременен и благороден. За первые пол века их работы было достигнуто фантастически много. Детально разрабатывались изощреннейшие методы выявления, предупреждения психологических проблем, и техники их преодоления. Таким образом, первое направление практической психологии было психотерапевтическим, лечебным. Занятно, что и до сих пор большинство людей воспринимают психологию исключительно как психотерапию или психиатрию, как медицинскую помощь больному – и, разумеется, бегут от нее как от огня! Однако, в середине 20 века, многие ученые-психологи вдруг с удивлением для себя обнаружили тот факт, что теперь они Все знают о болезнях и больных – но практически Ничего – о здоровых и нормальных людях! Перечитывая книги маститых ученых той поры можно лишь подивиться степени их недоумения по поводу сложившейся ситуации.

Действительно – парадоксально: знать от чего и как лечить человека, но при этом совершенно не представлять себе, что собственно должно получиться в результате! Кто это, собственно, такой – человек здоровый, чем он занят, как живет, что чувствует, к чему стремится? Да и есть ли такие вообще?! Забавно, но многие именитые специалисты тогда так заигрались в свои интеллектуальные игры, что напрочь отметали саму возможность полного здоровья и благополучия – а стремление к нему спешили объявить симптомом душевной болезни! Неудивительно, что в те годы клиенты психоаналитиков были обречены на практически пожизненное лечение…. Однако, в конце концов после этапа недоумения и академических дискуссий, здравый смысл возобладал. Наука и практика повернулись лицом к здоровому человеку, и, признав таки за ним право на существование, принялись, закатав рукава, исследовать, замерять, тестировать, и подвергать всяческим иной раз немыслимым экспериментам пришедшего в явное замешательство от такого внимания к себе Нормального Человека.

На протяжении следующих трех десятилетий институты, правительства и частные инвесторы ведущих стран мира потратили на эти исследования, по приблизительным подсчетам, бюджет, сравнимый с расходами на печально знаменитый Манхэттенский проект (проект создания атомной бомбы…). Странно, что ничего не взорвалось….

Хотя результаты некоторых из них, связанных с склонностью к агрессии и внушаемости, подчинению и доминированию, самообману и введению в заблуждение окружающих – такие, как знаменитые эксперименты Милграмма или Розенхайма, или исследования Карла Лоренца, действительно произвели в научных кругах эффект разорвавшейся бомбы. О них до сих пор пишут книги в духе «20 экспериментов, которые потрясли психологию» и снимают Голливудские триллеры.

Однако, действительно революционные данные эти так и не стали, ввиду их специфичности, достоянием широких масс, а в снятых по их мотивам фильмах – разумеется большая доля выдумки. Хотя, именно их результаты во многом легли в основу такого направления современной психологии, как эриксоновский гипноз, а через него далее – в популярное ныне НЛП, и дальше, дальше, дальше…

Когда стали в основном понятны механизмы и природа не только болезни и отклонения, но и здоровья и благополучия, наступил, условно говоря, второй этап развития психологии. И, хотя исследования в области патологии и ее лечения продолжились, и будут, надеемся, вестись и дальше, принося новые еще более эффективные средства исцеления душевных недугов и уменьшения человеческих страданий, акцент наконец сместился на применение полученных результатов к людям здоровым. Так, наконец, обрели статус научности направления психологического консультирования, подготовки, а в последствии и психологического и делового тренинга. Новые фундаментальные знания и созданные на их базе технологии позволили уже не только помогать больным и несчастным, но и улучшить качество жизни, коммуникативные и деловые навыки и личностные качества здоровых нормальных людей.

Это позволило перейти в последствии и к выполнению заявленной еще в середине 20 века программе Маслоу, мечтавшего о создании раздела психологии, занимающегося исследованиями путей достижения не просто нормы и благополучия, но Высших горизонтов развития человеческого сознания и полного раскрытия его глубинного потенциала. Результатом работы в этом направлении стало появление множества не только техник, но и целых направлений и систем психологии, ориентированных по большей части именно на изучение и достижение предельных результатов.

Именно на их базе и вырос новый, третий, после психотерапии и психологического консультирования раздел практической психологии – коучинг. Теперь методы работы с психикой человека приобрели структуру сходную со структурой методов направленных на работу с его физическим телом. Подобно тому, как мы в сфере телесной имеем медицину — для тех кто болен, физкультуру – для тех кто вполне здоров и хочет укрепить еще больше свое здоровье и развить в себе некоторые новые навыки, и спорт – для тех кто стремится к высшим результатам, так и в сфере психики у нас теперь есть психотерапия и психиатрия – для тех кто страдает, психологическое консультирование и тренинг – для тех кто в норме и хочет несколько раздвинуть свои границы и стать более эффективным и умелым, и наконец коучинг – для тех кто стремится к дальнейшему росту, достижениям, открытиям, к безграничному расширению своих в изобилии заложенных природой возможностей, одним словом – к совершенству!

Можно сказать, что в рамках психотерапии мы как бы учим человека стоять на своих ногах и самостоятельно ходить, при консультировании мы рассказываем ему, как ездить на машине – а в тренинге реально обучаем ее вождению, в ходе же коучинга у человека вырастают крылья…. Вернее, он обнаруживает, что всю жизнь их имел, и даже случалось что и летал на них изредка, в редкие минуты счастья, вдохновения или душевного подъема — но как-то не замечал этого! Теперь его крылья с ним навсегда – и он уже начинает, похоже, осваивать фигуры высшего пилотажа….

Означает ли это, что коучинг – высшее достижение и последнее окончательное слово психологической науки и практической психологии? Высшее на сегодняшний день достижение, самая эффективная система методов развития – пожалуй, да. Что до всего остального, то хочется наедятся, что в науке последнего слова не бывает, и мы лишь в самом начале пути к величественным открытиям, тайнам и чудесам человеческой природы.

Ну а теперь, после изрядного исторического экскурса к корням и истокам психологии, после прояснения места коучинга как третьего направления в структуре современной психологической практики, обратимся наконец и ко второй тройке – трем направлениям в самом коучинге. Итак, коучинг обычно условно разделяют на целевой, организационный, и экзистенциальный, или лайф-коучинг.

Первый является комплексом мероприятий направленных на содействие клиенту в достижении четко прописанных и сформулированных целей, будь то в деловой или личностной сфере, обучении и развитии навыков, качеств и способностей.

Второй центрирован скорей не на человеке, а на организации, бизнесе, и направлен именно на оптимизацию их работы и совершенствование структур с целью достижения и поддержания определенных желаемых показателей, как правило экономического либо управленческого плана. Здесь уже развитие человека или группы людей является скорее средством достижения результата чем самостоятельной целью, что, впрочем совсем не отменяет его позитивного влияния на задействованных в процессах преобразований людей – ведь счастливый, умелый, эффективный и уверенный в себе сотрудник и руководитель не только является главным инструментом достижения успеха в бизнесе, но и приобретает новое качество жизни и новый уровень психологического, да и материального комфорта и благополучия.

Третий же вид коучинга представляет собой сопровождение процесса непрерывного личностного роста и всестороннего развития клиента, содействие в постановке все новых и новых целей и задач для себя, определении приоритетов, алгоритмов и стратегий движения к совершенству. Если коротко: у нас есть коучинг центрированный на задаче, на организации, и на человеке – подобно тому, как в психотерапии и консультировании мы имеем подходы центрированные на проблеме (управляющий подход), на консультанте (авторитарный подход) и на клиенте (гуманистический нидерективный подход). Хотя сравнения и разделения эти весьма условны, и все направления в коучинге, в отличие от терапии, признаются равноценными и требуют подчас весьма сходного инструментария.

С этим, а также с элементарным отсутствием информированности, связано и большинство мифов, легенд и заблуждений об этом новом психологическом направлении. Их также можно разбить на три основные группы. Рассмотрим их по-порядку.

Первое заблуждение: коучинг – это разновидность индивидуального тренинга. Это не так, наоборот, элементы и приемы тренинга, а также отдельные индивидуальные – и не только – тренировки и занятия могут быть в определенных случаях частью коучинга, или одними из дополнительных, сопровождающих его мероприятий. А могут и не быть – все зависит от контекста и поставленных задач.

Второе заблуждение: коучинг – это просто применение определенной техники (наиболее часто называют техники НЛП и техники так называемого Активного слушания – особенно задавания вопросов). Это не так, коучинг не является только заданием клиенту особым образом структурированных и подобранных вопросов, и тем более не является одним из приложений НЛП, DHE, нейросемантики, нейротрансформинга, психосинтеза – либо какого-то еще из многочисленных направлений современной психологии. Методы каждого из них должны быть хорошо известны опытному коучу и могут применяться в соответствии с поставленными перед ним задачами в нужное время и в нужном месте. Другое дело, что многие молодые любители и энтузиасты, подчас прочитав пару книжек и посетив обучающий семинар по применению именно этой одной техники, часто делают поспешные выводы о всей структуре метода, становясь невольно источниками распространения не совсем достоверной информации.

Третье заблуждение: Коуч – это что-то вроде Гуру, учитель, руководитель и советчик на все случаи жизни. Это не так, коуч – скорей деловой партнер по проведению изменений, эксперт по развитию, специалист, но не пророк, не ясновидящий и не наместник Высших Сил. Он не вызывает могучими заклинаниями дождь, не исцеляет наложением рук, не предсказывает будущее и не снимает порчу – и уж тем более не наводит ее на конкурентов или строптивых подчиненных клиента! Хотя, конечно, иногда всякое бывает…. Не дает он обычно и советов – подобная практика, вопреки распространенному мнению, совершенно чужда работе психолога. Он не знает лучше клиента его жизнь, его цели приоритеты, принципы и решения – и не навязывает свои! Категорически исключается также традиционная роль гуру – навязывание под видом трансцендентной мудрости собственной картины мира, религиозных, философских, этических и иных глубинных убеждений.

В коучинге мы убеждены, что человеку действительно стоит осознать собственную систему ценностей, а зачастую и скорректировать ее – и тут наша работа предоставить ему выбор и сделать процесс безболезненным и безопасным – но решения человек принимает исключительно сам и всяческое давление на него недопустимо. Таким образом коучинг – лишь помощь в управлении развитием, как собственно и переводится это слово с европейских языков.

Автор Габелев Евгений Павлович