Дыхание — ключ к управлению эмоциями.

Дыхание — один из основных базовых физиологических процессов, направленных на самообеспечение организма через обмен с внешней средой.

Но у дыхания есть одна отличительная черта — этот процесс может быть как автоматическим, так и произвольно управляемым.

Поскольку характер дыхания всегда взаимосвязан с общим состоянием всей системы, то дыхание — это достаточно мощный инструмент для изменения состояния организма и статуса психики.

Основой для данной статьи послужил диалог Пола Экмана — американского психолога, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалиста в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи» — и Далай-ламы XIV Тэнцзин Гьямцхо. Диалог этот изложен в книге «Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия».

Пол Экман:

Я хочу поднять технический вопрос. Вы каждый день подолгу
сидите и концентрируете свое внимание на том, как при дыхании воздух
проходит через ваш нос в одном и другом направлении, — почему это
должно помочь вам иметь дело с вашими эмоциями в реальном мире?
Я признаю, что так оно и есть на самом деле. В 2006 году я провел
семь дней в психиатрической лечебнице, где прошел специальный курс
занятий под руководством Джозефа Голдштейна и Шарон Зальцберг.
Ежедневно в течение восьми часов я должен был сидеть и концентрировать
свое внимание на дыхании. Это было трудно. Очень трудно. (Далай-лама и
Джинпа сочувственно смеются.) Я также занимался медитацией во время
прогулок, что не так тяжело, но все равно непросто, и медитацией во время
еды. Каждое из этих медитативных упражнений имеет общую
направленность, заключающуюся в том, что вы фокусируете сознание на
том, на чем у нас нет потребности фокусировать его в повседневной жизни.

Дело в том, что в обычной повседневной деятельности мы никогда не думаем о дыхании. Что же происходит во время таких медитативных сеансов? В ходе такой напряженной сфокусированной деятельности вырабатывается навык, который в общем и целом нам не очень-то и нужен. Ведь очень трудно длительно фокусировать внимание на том процессе, который с рождения является автоматическим. Такой автоматизм задуман природой, и поэтому концентрация внимания на процессе дыхания не нужна для нашего существования. Однако, если начать пристально вглядываться во все фазы вдоха и выдоха, начиная с зарождения желания вдохнуть или выдохнуть и заканчивая крупной моторикой дыхательных мышц, то…

А это значит, что у нас будут возникать новые нейронные связи для осознанного отслеживания того, что обычно происходит без участия нашего сознания.

Если вы создаете эти новые связи, которые совершенно не нужны для
дыхания, ходьбы и приема пищи, то это позволит вам наблюдать
автоматическую природу эмоций. Если вы выработаете в себе умение
фокусироваться на своем дыхании в течение все более и более
продолжительных периодов времени, то тогда сам этот выработанный вами
навык принесет пользу вашим эмоциям, потому что ваши эмоции также
возникают автоматически. Я уже высказывал это предположение, но никто
не отреагировал на него, так что я не знаю, имеет ли оно значение для
людей западной культуры. Я хотел бы узнать, что вы думаете об этой идее.
Имеет ли она смысл с точки зрения объяснения того, почему
фокусирование внимания на дыхании помогает увеличить временной интервал между импульсом и действием?

Обратите внимание на последнюю фразу про интервал между импульсом и действием. Это очень важный методологический момент в контексте использования тех или иных методов изменения/развития навыков самонаблюдения, самоуправления/самоконтроля.

Получается, что довольно простое психофизиологическое упражнение даёт ключ обширного и детального доступа к неведомым до этого тонким нюансам психических процессов.

Автор Вадим Субботин

Интроспективная психология

Интроспективная психология — это психология самопознания. Объектом исследования в интроспективной психологии является «Я» человека, его истинная сущность, а предметом — феномены, явления внутреннего мира, а также способы взаимодействия с существованием, с миром. Инструментом самоисследования является интроспекция. В основе интроспективной психологии лежит феноменологический подход.

Интроспективная психология — это не лучший выбор для тех, кто хочет написать диссертацию или начать мудрствовать на эту тему. Также методам интроспективной психологии сложно обучить специалистов (которые бы смогли работать со своими клиентами) просто потому, что требуется свой собственный уровень наработок в этой области, то есть личный опыт. Кстати, при обучении экзистенциальному анализу (А. Лэнгле) так и поступают: сначала личная работа, потом работа с клиентом. Но как бы там ни было, интроспективная психология адресована не специалистам, а простым людям, которые бы хотели самостоятельно начать исследовать себя с целью осознания своего истинного «Я».

Осознав себя, человек начинает видеть феномены своего внутреннего мира, причины своих эмоциональных и ментальных проблем, связанных с личностью, поведением и трудной жизненной ситуацией. Так, например, сложности с принятием решений связанны с рассогласованностью между истинным «Я» и личностью, их нестыковкой. Психокомплексы, чувство собственной ущербности, низкая самооценка, а также презрение, ненависть и т.п. по отношению к другим людям — все это целиком и полностью завязано на ложное самоощущение или «эго», как его еще называют. Неспособность быть собой, таким, каков человек есть, это тоже проблема, связанная с неспособностью растождествить себя с «криво» сформированной с детства личностью и наработанными компенсаторными стратегиями поведения. Фанатичное следование внушенным ценностям и выполнение действий по их реализации — это тоже проблема нереализации своего истинного «Я» и мн. др.

В интроспективной психологии человек по отношению к себе становится ученым-исследователем, он самостоятельно исследует свои сильные и слабые стороны. В этой связи в свой внутренний мир человек не «пускает» других людей в форме высказанных ими пусть даже и экспертных суждений, советов, оценок. Поскольку в данном случае человек является ученым-исследователем, то он проверяет на себе авторитетные высказывания по принципу проверки гипотез, принимая или отвергая их.

Освоив метод интроспекции, человек начинает неплохо ориентироваться в своем внутреннем пространстве. Созерцая проблемные состояния, он способен уменьшать интенсивность своих переживаний и получать ответы на неоднозначные вопросы. Он становится способным более глубоко понимать других людей, видеть их сущностное проявление и причины их проблемных состояний. Такой человек становится психологом, пусть и без корочки. Попутно он постепенно освобождается от наиболее актуальных психологических проблем и обретает, возможно, новый смысл своего существования. Таков потенциал интроспективной психологии — психологии самопознания.

Автор Альберт Зайнеев

Страница 56 из 102
1 54 55 56 57 58 102