Арт-терапия: зачем она нужна и как это работает?

Наверняка, многие очень часто слышали термин «арт-терапия», но немногие знают суть данного подхода и его основные приемы. Для того, чтобы прояснить этот вопрос, давайте познакомимся с этим направлением подробнее. Итак…

Арт терапия зачем она нужна и как это работает:

Арт-терапия (от англ. art — «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Основной целью такой терапии является гармонизация личности через самовыражение, и познание себя с помощью творчества и искусства.

Арт-терапия может использоваться психологами и как основное направление в работе, и как вспомогательное.

Методы арт-терапии позволяют символически очень хорошо прорабатывать всевозможные эмоции – страх, гнев, агрессию и т.д., не ограничивая человека определенными рамками (человек вовлекается в ту сферу искусства, которая ему ближе).

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии:

  • Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  • Снижение уровня стресса.
  • Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  • Преодоление возрастных кризисов.
  • Решение семейных конфликтов
  • Повышение навыков коммуникации
  • Самопознание (лучше понять свои жизненные цели, желания).
  • Проработка психологических травм
  • Преодоление фобий и т.д.

Как видите, методика охватывает огромный спектр проблем в различных сферах жизни, что является одним из главных плюсов данного направления.

Какие бывают виды арт-терапии?

Сегодня психология имеет в своем арсенале большое количество направлений и методик в рамках терапии искусством. Основными из них являются следующие:

  • Музыкотерапия (психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства).
  • Драматерапия (популярное направление, которое использует такой прием, как драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета).
  • Танцевально-двигательная терапия – направление, в котором танец используются как процесс, способствующий эмоциональной и физической гармонизации человека.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) — сочинение и прочтение литературных произведений.
  • Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра.
  • Песочная терапия — несложные произвольные манипуляции с мелким песком, фигурками или небольшими предметами, которые помогают снять напряжение и проработать внутренние проблемы человека.
  • Глинотерапия – взаимодействие с природным материалом для решения терапевтических задач.
  • Медитативная живопись — это сочетание арт-терапии с техниками самопознания.

Как проходит сеанс арт-терапии?

Занятие может проходить, как индивидуально, так и в группе (открытой, закрытой, маленькой или большой) в течение 1,5 или 2 часов. Проводится сессия обычно раз или два в неделю. Для каждого участника терапии организовано комфортное рабочее место, включающее все что может понадобиться в рамках проводимого занятия (краски, карандаши, бумага, песок и т.д.). Занятие проходит в приятной творческой атмосфере и по завершении результаты труда каждого участника обсуждаются и анализируются ведущим группы (психологом). Творческие способности при этом не оцениваются, внимание уделяется исключительно внутреннему миру человека, его проблемам и переживаниям.

Стоит также сказать, что сегодня арт-терапия очень активно применяется в работе с детьми с ЗПР, пожилыми людьми и взрослыми людьми с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством).

Расширяйте свой кругозор, пробуйте разные методики и накапливайте внутренние ресурсы, чтобы день ото дня улучшать уровень своей жизни!

Автор Александра Ушакова

Что такое арт терапия?

Что такое арт-терапия?

На этот вопрос помогут ответить пять фактов о ее истории и применении. Что такое арт терапия

1. Арт-терапия имеет множество применений.

Это направление, которое позволяет работать как с молодыми, так и с пожилыми людьми, людьми с ограниченными физическими возможностями и психологическими расстройствами.

По мнению Кэти Малчиоди (Katy Malchiodi) арт-терапия является «способом самопознания, эмоциональной регуляции и личностного роста».

В своей книге Малчилоди объясняет ее роль арт-терапии следующим образом:

«Я считаю, что моя роль в качестве арт-терапевта, состоит в том, чтобы помочь людям исследовать и выражать себя через искусство достоверно. Благодаря этому процессу, люди могут найти облегчение от подавляющих их эмоций, кризисов или травм. Они могут понять себя, обогатить свою повседневную жизнь через творческое самовыражение, или опыт личной трансформации. Я признаю силу искусства для расширения самосознание, обретения понимания себя, а также расширение возможностей людей для общения … Поиск личностных смыслов в своих изображениях — часть процесса арт-терапии. Для некоторых людей, это одно из самых мощных терапевтических качеств художественного выражения. Это мощный способ познания себя и мощный вид исцеления».

2. Искусство как терапия восходит к 1940 году.

Маргарет Наумбург (Margaret Naumburg), педагог и психотерапевт, была одной из первых, кто определил арт-терапию как особую форму психотерапии в 1940-х годах. Ее часто называют основателем арт-терапии.

Наумбург рассматривает художественное выражение, «как способ проявить бессознательные образы, которые наблюдались преимущественно с психоаналитической точки зрения в начале ХХ века».

Наумберг была одной из первых использовавших психоанализ в США, и она считает, что важно раскрыть бессознательное. В своей практике, она использовала изображение снов клиентами в дополнение к разговору о них.

3. Арт-терапия фокусируется на «внутреннем опыте».

Арт-терапия делает акцент не на изображениях вокруг вас, а ищет образы исходящие изнутри. Другими словами, как пишет Малчиоди: «Арт-терапия просит вас изучить ваш внутренний опыт, ваши чувства, восприятие и воображение. В то время как арт-терапия может содержать в себе также обучение навыкам изобразительной деятельности и художественные приемы, акцент, как правило, в первую очередь ставиться на выражении образов, которые приходят изнутри человека, а не те, что он или она видит в окружающем мире».

4. Арт-терапевты должны быть квалифицированными специалистами.

Американская ассоциация арт-терапии, основанная в 1969 году, требует, чтобы арт-терапевты имели степень не ниже магистра в арт-терапии или психологии. Также необходимо соблюдение общих этических норм работы психолога:

Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования.
Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования, и какие решения могут быть приняты.
Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной, и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
Принцип психопрофилактического изложения результатов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.

5. Арт-терапевты используют различные методы.

В дополнение к созданию художественных объектов, терапевт подталкивает своего клиента к разговору о своих изображениях, что помогает в раскрытии и понимании их смысла.

Многие используют технику, активного воображения, которая была предложена Карлом Юнгом. Клиенты используют свой рисунок для свободных ассоциаций объединяющих мысли или чувства, которые спонтанно приходят на ум. Цель терапии — помочь клиенту получить более глубокое понимание себя для личностного роста.

Некоторые терапевты также используют методы гештальт-терапии. Гештальт фокусируется на общей картине здесь и сейчас. Гештальт терапевт может использовать рисунок клиента для начала обсуждения. Интересно, что клиента могут попросить описать свой образ с точки зрения изображения. Малчилоди приводит такой пример: «Я это множество красных кругов, и я чувствую, что они переполнены счастьем, они страстные и игривые».

Другой метод, который используют арт-терапевты это «третьи руки» — термин, придуманный арт-терапевтом Эдит Крамер (Edit Kramer) – прием позволяет стимулировать клиента к творческой активности. Так, например, терапевт начинает рисовать портрет клиента, а через некоторое время, клиент начал рисовать рядом с ним.

Арт-терапевты также могут обращаться и ко многим другим жанрам искусства, в том числе музыке, танцу или прозе.

Автор  Ананьева К.И.,

Страница 57 из 102
1 55 56 57 58 59 102