Меню
Категории
Игровой формат как эффективный метод в тренинге.
08.11.2020 ВИДЫ ТРЕНИНГОВ

Статистика говорит, что просто слушая информацию, человек может запомнить только 20% информации. Благодаря личному участию в обсуждении, человек сможет повторить до 80% информации.  Именно поэтому все чаще в обучении используется игровой формат, который и позволяет максимально усвоить новые знания.

Что такое игровой формат?

Это формат, который позволяет получить знания на основе собственного опыта. Играя и моделируя определенные ситуации, человек получает новый опыт и знания, которые в последующем он использует в своей профессиональной деятельности.

Преимущества игрового формата для обучения:

  • ускорение процесса обучения;
  • уменьшение разницы между теорией и практикой;
  • развитие творческого мышления;
  • увеличение уровня взаимодействия с другими людьми;
  • повышение способности самостоятельного развития.

Теория Колба

Профессор Д. А. Колб – психолог, занимающийся обучением с помощью игры, сказал: «Знания – это результат сочетания опыта и его трансформации».

Исследования Колба показывают, что использование опыта обучения — это непрерывный процесс размышлений и экспериментов. Профессор создал «учебный цикл», который принято использовать во время игрового формата:

  • конкретный опыт (человек получает новый опыт или участвует в процессе интерпретации существующего опыта);
  • мыслительные наблюдения (человек рассматривает новый опыт и выявляет любые несоответствия со старым опытом);
  • абстрактная концептуализация (человек создает новую идею/концепцию или модифицирует старую, анализирует и формирует выводы);
  • активное экспериментирование (человек усваивает новые знания и может применять их в других ситуациях).

Как использовать этот цикл на семинарах и тренингах?

  • Дайте возможность присутствующим получить опыт. Как это сделать? Смоделируйте ситуацию и предложите участникам найти из нее выход. Например, если бизнес-обучение направлено на усовершенствование навыков общения с клиентами, предложите участникам разбиться на пары. Один человек будет недовольным клиентом, а второй – сотрудником компании. Предложенный сценарий должен воссоздать то, что действительно может произойти в реальной жизни, а поэтому решение предложенной задачи даст возможность участникам попрактиковать свои навыки.
  • Дайте поразмышлять. После моделирования ситуации, предложите участникам тренинга/семинара задать свои вопросы, а также дать ответы на поставленные вами вопросы. Например, продолжая тему общения с недовольными клиентами, уточните, как участники чувствовали себя, работая с вредными покупателями или посетителями? Что в общении прошло хорошо, а что – плохо? Как можно улучшить свое общение с клиентами? Какие выводы были сделаны?
  • Обмен опытом. Очень важным фактором в обучении является изучение опыта других людей. Так, участники смогут понять разницу между своей собственной реакцией и реакцией других участников? Почему кто-то более преуспел в решении предложенной задачи?
  • Дайте ученикам возможность применить полученные знания. После того, как присутствующие приняли участие в моделировании ситуации, поразмышляли и проанализировали свои ошибки, посмотрели, как с задачей справляются другие гости мероприятия, предложите им применить полученную информацию на практике. Смоделируйте для них еще одну ситуацию и позвольте использовать свой новый опыт в ее решении.

Роль преподавателя

На протяжении семинара/тренинга, в основе которого лежит игровой формат, преподаватель перестает быть просто учителем или спикером, доносящим информацию. Его роли меняются. Рассмотрим несколько из них:

  • Инструктор. В основном, преподаватель примеряет на себя роль инструктора в начале игры, объясняя ее правила участникам.
  • Тренер. Роль тренера обычно также отводится на начало игры. Цель – научить участников, используя практические ситуации, показать им пример.
  • Рефери. Эту роль преподаватель выполняет непосредственно во время игры, следя за тем, чтобы участники придерживались всех озвученных правил.
  • Ведущий. Ведущим преподаватель становится ближе к концу игры. Эта роль необходима, чтобы обеспечить правильную коммуникацию между присутствующими.

Игровой формат – наиболее популярный и действенный в усвоении информации. В зависимости от целей обучения, игры могут быть как индивидуальными, так и парными и групповыми. Цели также влияют и на сценарии игр, их направленность и т.д. Поэтому, главное понять главную задачу обучения. Определив это, организовать семинар или тренинг с наличием игрового компонента будет гораздо легче.

*