Меню
Категории
Развитие личности- что это такое.
08.11.2020 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

Уровни развития личности.

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому.

Движущие силы развития личности.

Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:

  • Обособление – принятие своей индивидуальности;
  • Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
  • Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.

Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.

После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.

Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.

Управление личностным развитием:

Существует ряд шагов, которые необходимо предпринять для управления своим личностным развитием.

Развитие личного видения

Личностное развитие может быть просто для удовольствия, однако большинству из нас легче мотивировать себя учиться и совершенствоваться, если у нас есть для этого цель. Разработка своего личного видения — четкого представления о том, где вы хотите быть через несколько месяцев или лет и почему — является важной частью развития этой цели.

Планирование Вашего личностного развития

Как только вы четко определитесь с тем, где вы хотите быть, вы можете начать планировать, как туда добраться. Составление индивидуального плана развития не обязательно, но делает процесс планирования более реалистичным.

Запуск процесса усовершенствования

Есть несколько различных способов, с помощью которых вы можете учиться и развиваться.

Запись результатов развития личности

Часто бывает полезно вести учет своего личностного развития. Записав ключевые события в процессе обучения и развития по мере их наступления, вы сможете задуматься о своих успехах на более позднем этапе. Это размышление может помочь мотивировать вас к приобретению новых навыков в будущем. Постарайтесь вести журнал учёбы или журнал по мере развития навыков и знаний.

Обзор и пересмотр планов развития личности

Для более эффективного обучения важно задуматься о своем опыте и подумать о том, чему вы научились. Регулярный обзор ваших личных планов развития и вашей деятельности по развитию позволит вам извлекать уроки из того, что вы сделали. Это также гарантирует, что ваша деятельность будет продолжать двигать вас к достижению ваших целей, и что ваши цели или видение остаются актуальными для вас.

*