Тренинг как инструмент развития личности

В современном динамично развивающемся мире перед каждым человеком встает вопрос самоактуализации и самопознания с целью достижения психологического благополучия. С каждым годом со стороны ученых и простого обывателя повышается интерес к вопросам формирования здоровой личности. В начале 1960-х годов в психологии появляется новое направление, главным предметом которого является личность, представленная уникальной целостной системой с «открытой возможностью» самоактуализации, присущей только человеку. Представителями гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Фредерик Перлз, Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Шарлотта Бюлер, Джеймс Бьюдженталь, Ханс-Вернер Гессманн и другие. К гуманистической психологии относится направление позитивной психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Основой для гуманистическая психологии является экзистенциализм. Гуманистическая психология доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Маслоу утверждал, что в каждом человеке от рождения имеются потенциальные творческие возможности для позитивного роста и совершенствования; что разрушительные силы в нем являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей. На основе гуманистической психологии строится беатотерапия (от лат. beatus — счастливый, блаженный, благословенный) — психотерапия счастья. В рамках данного направления поднимается вопрос самопознания в целях достижения психического здоровья и счастья с последующим сознательным управлением своей жизнью. Счастье в беатотерапии представлено в форме высшего сознательного наслаждения от переживания радости самопознания и самореализации, радости роста и обновления. Счастье — это искусство жизни. А что такое искусство? Это владение каким-то навыком в превосходной степени, и для счастья нужно именно на уровне искусства овладеть навыком управления собственной жизнью. Для построения жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, необходимо предпринимать шаги в направлении развития своей личности, которое в свою очередь опирается на развитие сознания. Из опыта следует, что человек может управлять лишь тем, что осознает. С позиций контекстного подхода сознание — это система контекстов, в которых все явления человеческого бытия обретают значение и смысл. В этом случае развитие сознания выступает как процесс расширения тех контекстов, в которых происходит понимание и интерпретация человеком всех явлений, включая самого себя. Расширяя свое сознание, человек движется по уровням развития сознания от эгоцентрической позиции ко все более мироцентрической. К примеру, в концепции психологической антропологии В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева описано 5 этапов развития субъективности человека: от «оживления» — оформления телесного бытия индивида, освоения телесной индивидуальности, до «универсализации» — выхода за пределы индивидуальности, осознания духовного единства себя и мира. Американский психолог К. Грейвз описал развитие человека как спиралеобразный циклический скачкообразный процесс смены восьми уровней существования: от «охотник-одиночка» — выживание индивида на основе базовых инстинктов (зачатки сознания), до «глобальное сознание», вписывающее человека в целостное мироздание (глобальное сознание). Согласно теории спиральной динамики, авторами которой являются Д. Бек и К.Коуэн, развитие человека идет по расширяющейся спирали от архаически-инстинктивного уровня физического самосохранения в группах выживания до холастического, что соответствует полному единству человека с людьми и миром в едином потоке жизни, в целостности сознания. Примечательно, что каждый предшествующий уровень трансцендируется (превосходит и включается) в процесс и результат формирования и развития следующего, происходит постепенное наслоение уровней, когда более ранние продолжают формироваться с присоединением последующих [2]. Согласно исследованиям, проводившимся в течение 2017–2018 г. на базе ЧГУ г. Череповца Волгоградской области, в котором приняло участие 74 студента, из которых 58 человек женского пола, 16 человек- мужского, в возрасте 18–21 год, существует прямая взаимосвязь между уровнем психического благополучия и осознанностью. Чем выше осознанность, тем выше уровень психического благополучия и наоборот [1]. Таким образом, волевая саморегуляция социального поведения человека и его деятельности возможны лишь на основе осознания им закономерностей той сферы, в которой он действует. Только осознанность может стать основой для свободного выбора и ответственности за этот выбор. А значит и счастье человека, его психическое благополучие напрямую зависят от движения по уровням сознания, сопровождаемое переживанием радости самопознания и самореализации. Поэтому развитие сознания должно стать целенаправленным процессом, в том числе в образовательной сфере. Клочко В. Е. в теории психологических систем рассматривает человека как целостную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся, самореализующуюся психологическую систему, у которого есть способность к инициативному поведению и есть потребность к самореализации. Формирование и развитие такой личности может быть ускорено благодаря созданию определенных условий, которые могут быть реализованы в форме тренингов личностного роста, тренинг-квестов в игровой форме, тренинг-вебинаров и тренинг-марафонов с использованием интенсивных интегративных психотехнологий, психотерапевтических тренингов с упражнениями, обсуждением и обратной связью его участников. Рефлексия и идентификация выступают здесь процессом познания себя через другого человека. Отличительной чертой тренингов является то, что работа с сознание человека происходит в интенсивном режиме с помощью многочисленных и разнообразных способов. Заявленная в начале тренинга цель достигается уже в ходе занятий за счет активной деятельности самих участников В свою очередь, личностные тренинги по направленности и уровню личностной работы делятся на: – тренинги развития личности. В данном виде тренинга занятия проходят со здоровыми людьми с целью развития личностных качеств участников, их навыков и возможностей в широком круге ситуаций. – психотерапевтические тренинги — направленны на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, способствуют восстановлению нормального функционирования психики. – тренинги состояний. К этой категории относятся тренинги, направленные на преодоление страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. – трансформационные тренинги способствуют проработки глубинных (базовых) программ и убеждений, ценностей и состояний. С помощью данного вида тренинга человек способен пересмотреть свою картину мира, пережить полную трансформацию внутренних ценностей и состояний через осознания, прощения, прорывы и озарения. В любом виде тренинга можно встретить элементы разной направленности: элементы и психотерапии, и моменты развивающих тренингов, и тренировку некоторых конкретных навыков, и погружение в определенные, нужные для задач тренинга, состояния [4]. Таким образом, результатом тренингов должен стать личностный рост. Часто цитируется достаточно удачное определение личностного роста, данное В. Л. Леви: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни; возможности анализировать — отличать одно от другого; возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений; понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать; внутренней свободы и независимости; ответственности, взятой на себя добровольно; любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» [6]. Важным показателем, говорящем о результатах тренинга, является проверка качества обучения: наличие выходного теста, оценка качества усвоения материала. Приведем пример анализа результатов эмпирического исследования на базе ГОУ ВПО «Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина», в котором участвовало 76 человек, из них 16 — контрольная группа. Все они являлись студентами 2–3 курсов. Предметом исследования был психологический тренинг с упражнениями, реализующими методы психологического воздействия, предполагающими изменения в моделях поведения, и как следствие, изменения структуры личностных характеристик. Тренинговая работа в группах строилась в рамках деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Т.В Зайцева, Д. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Л. А. Петровская). Изменение структуры личностных характеристик после тренинга фиксировалось с помощью многофакторного исследования личности (16 PF) Р. Кеттелла. Результаты программы показали следующие изменения: повысилась — аффектотимия (сердечность, доброта) на 25 %; сила «Я» (эмоциональная устойчивость) на 19 %; доминантность (настойчивость) на 15 %; пармия (смелость) — 12,5 %; и повышение менее 10 % наблюдались у группы таких характеристик, как праксерния (практичность), искусственность (проницательность, расчетливость), радикализм (гибкость), самодостаточность (самостоятельность, независимость от группы); контроль желаний (высокий самоконтроль поведения). Таким образом, переживание, возникающее в процессе осознания собственной модели поведения посредством обратной связи и идентификации, способствует построению социально адаптивной модели поведения, реализующейся в межличностных взаимосвязях и перестройках личностной структуры [8]. В другом исследовании, в котором приняло участие 90 испытуемых, различного возраста и пола, были зафиксированы следующие изменения: к началу тренинговых занятий у испытуемых был выявлен выраженных дискомфорт, как в части контроля себя, так и в части понимания поведения окружающих, а после психологического тренинга повысилось самопринятие и контактность. В тренинге использовались интенсивные интегративные психотехнологии, в число которых входят практики телесно-ориентированной психотерапии, арт-терапии, медитативные и релаксационные, а также дыхательные практики и др [5]. В следующей своей статье я рассмотрю эффективность тренинг-квеста, который будет проходит через интернет, длительностью около месяца. Данный тренинг будет направлен на самопознание, расширение границ сознания, интеграцию личности на раскрытие личностного потенциала, на совершенствование психологических знаний и навыков, необходимых для адаптации и развития личности в ситуациях жизнедеятельности. По форме тренинг будет трансформационным, работающим с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Оценивать результативность будем, используя следующие многофакторные методики: 1. методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, А. В. Жуковская, Е. Г. Прошихина. Она включает шесть основных составляющих психологического благополучия: – положительные отношения с другими, – наличие цели в жизни, – автономия, – личностный рост, – управление окружением, – самопринятие. 2. «Шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни» (MASS) Р. А. Баер Даная шкала неоднократно использовалась для оценки результатов обучения медитации осознанности в научных исследованиях; 3. опросник «Индекс жизненной удовлетворённости» Н. В. Панина для определения отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни. Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Таким образом, мы сможем оценить изменения в эмоциональном состоянии участников, их отношениях с окружающими людьми, их уверенности в себе, в своих силах достичь поставленные цели, определить уровень самооценки и самопринятия, удовлетворенности и осознанности жизни.

Егорова Т. М. Тренинг как инструмент развития личности // Молодой ученый.

5 методов достижения состояния осознанности

Состояние осознанности – это пребывание в настоящем моменте, когда человек просто отслеживает свои мысли и чувства, не давая им оценки.

Достигнуть его не так-то просто, но если приложить усилия, оно станет своеобразным способом жизни, когда человек постоянно задаётся вопросами, с помощью которых лучше понимает себя, мотивы своих действий и первопричины возникновения каких-либо эмоций.

Что даёт нам осознанность?
Успех
Человек, который понимает, чего хочет и каким образом реализовать свои желания – просто не может не быть успешным.

Хотя бы потому, что способен различить, в чём его интерес, а что пытаются ему навязать, например, в качестве общественного мнения или проявления родительской заботы.

Он ощущает, когда стоит сделать передышку, а когда следует выложиться на полную. Каким образом расставить приоритеты, чтобы время действительно работало на него, принося прибыль и радость.

Повышение интеллекта
С точки зрения науки, осознанность стимулирует мозг работать активнее. По крайней мере, к такому выводу пришли учёные из Гарвардской медицинской школы.

Отчего личность становится не только продуктивнее в своей деятельности, но и более развитой. Так как понимает те процессы и явления, на которые раньше даже внимания не обращала.

Она замечает чувства, которые испытывает, что позволяет лучше ориентироваться в собственном характере и распознавать эмоции окружающих людей.

Удовольствие
Случалось ли вам быть настолько голодным, чтобы быстренько наестся, набив живот, так и не ощутив удовольствия от процесса, продуктов? А чем-то заниматься, задумавшись о совершенно посторонних вещах, впоследствии сокрушаясь о том, как быстро летит время и проходит мимо жизнь?

Если вы научитесь концентрироваться на том, что делаете в моменте здесь и сейчас – вы будете наслаждаться практически каждой прожитой минутой.

Развитие внимательности
Практики, повышающие осознанность – состоят из заданий на концентрацию внимания. Невозможно научиться замечать себя в этом мире, не сосредотачиваясь при этом на своих ощущениях и мыслях, верно?

Здоровье и долголетие
Осознанный человек умеет регулировать уровень стресса, своевременно обращаясь за помощью или поддержкой в случае необходимости. А стресс, как вы знаете, вызывает крайне неприятные последствия для организма.

Например, провоцирует возникновение язвы, головных болей, сердечного приступа и много ещё чего неприятного, а порой и смертельного.

Да и вообще, слышали фразу: «все болезни от нервов»? В ней доля истины имеется. Помимо прочего, вы просто продлите себе жизнь, ведь когда каждый день в радость и удовольствие – тогда и появляются силы, ресурсы, энергия на движение вперёд без остановок на страдания и переживания о бессмысленности своего существования.

Гармония в отношениях
Причём любого формата. Вы будете внимательны не только к собственным эмоциям, но и к чувствам окружающих людей, с которыми строите отношения.

Также вы научитесь принятию, соответственно, будете ценить близких людей потому, что они просто есть в вашей жизни, а не за определённые действия. Тогда и они будут отвечать вам взаимностью, не требуя соответствовать ожиданиям и так далее.

Освобождение от страхов и навязчивости
Понимая первопричину страхов, становится легче с ними справиться, чем, если просто стараться игнорировать свой ужас. Порой навязчивые идеи доводят человека до самоубийства, потому что он просто не в силах так жить дальше, постоянно тревожась и беспокоясь.

Практикуя медитации и дыхательные техники, направленные на развитие осознанности, человек избавляется от иррациональных страхов.

Так как в его правой префронтальной коре и миндалевидном теле в мозге снижается активность, а в левой стороне она повышается, что стимулирует возникновение таких эмоций, как радость, беззаботность и умиротворение.

Кстати, переходите по этой ссылке, если навязчивые идеи настолько захватили ваше сознание, что нет больше сил их терпеть. И тем более, если специалисты диагностируют ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство).

Способы

Безоценочность суждений
Отслеживайте каждую свою мысль, в которой скрыта критика, оценка, осуждение и так далее. Допустим, идёте по улице и видите женщину в нелепой одежде, то вместо того, чтобы предаваться размышлениям о том, как так можно было выбирать свой гардероб и комбинировать вещи, придумайте, допустим, 5 комплиментов в её адрес. Либо же причин так выглядеть.

Возможно, она настолько креативная личность, что другие подхватят её идею, и тоже с удовольствием будут так одеваться.

А может, ей с утра позвонили и сообщили печальную весть, и было совсем не до того, чтобы думать, какую одежду выбирать. Главное – не выскочить в панике из дома голой.

Научившись безоценочно мыслить, вам будет проще принимать не только окружающий мир таким, какой он есть, но и себя. А это уже добавит в жизнь совершенно других красок, оживит её и сделает более насыщенной.

Расширенность сознания
Не стоит делить мир только на «хорошо» и «плохо», хотя бы потому, что между этими двумя понятиями есть место для широкого спектра эмоций и состояний. От того, как мы живём, зависит то, как мы думаем.

К примеру, можно раздражаться каждый раз на своего супруга из-за лени, что будет портить отношения с ним, нарушать близость и так далее. А можно посмотреть на эту его черту с другой стороны, допустим, что он умеет отдыхать и расслабляться.

И что хоть изредка следует брать с него пример. Чтобы тоже радоваться выходным, а не хвататься за голову, требуя от себя невозможного. Потом предаваясь мыслям, как трудно жить на белом свете, и как несправедливо устроен мир.

Так что составьте список того, что вам не нравится, в себе, коллегах, друзьях и вообще. А потом придумайте, как преобразовать негатив в позитив. То есть, в каждом пункте найдите что-то хорошее, полезное, что может вам пригодиться.

Допустим, не медлительный, а уделяющий внимание каждой детали, не агрессивный, а умеющий отстаивать свои границы…

Всё-таки стереотипы «живут» в каждом из нас, существенно отравляя существование, особенно, если являются совершенно нелогичными и не конструктивными.

Взять тот же пример с ленью. Живя под девизом – ленивым быть стыдно, человек становится трудоголиком, пока совсем не «свалится» с ног от истощения и депрессии.

Присутствие в реальности
Чтобы научиться пребывать в спокойном, умиротворённом состоянии, когда осознаются практически все процессы, что происходят в организме, мыслях и окружающей действительности – придётся на время отказаться от электронных средств связи.

Даже телевизор должен оказаться под запретом. Отключить всё необходимо на 36 часов, в крайнем случае, может подойти 24 часа. Планируйте подобный эксперимент на выходные дни, особенно, если ваша работа связана с принятием звонков, поиском информации в интернете и так далее.

Телесные ощущения
В течение дня прислушивайтесь к ощущениям, которые испытываете. Только старайтесь заметить их не тогда, когда интенсивность зашкаливает, а на этапе их зарождения.

Тогда со временем вы сможете сразу определять, что чем-то недовольны, не доводя себя до состояния ярости. Своевременно убрав источник раздражения, или осознав его. У вас останется больше пространства для остальных, более приятных для проживания чувств.

Допустим, прямо сейчас обратите внимание, как вы сидите? Удобно ли вашим ногам? Какие возникают ощущения в спине, шее, руках? Как кожа реагирует на одежду? Сковывает ли движения?

Страница 100 из 102
1 98 99 100 101 102