Постановка цели по методике SMART

Как использовать целеполагание в обычной жизни.

Вероятно, нет ничего более банального для коуча, чем рассказывать о SMART. Эта методика постановки целей хорошо известна в менеджменте и проектном управлении с 1980-х годов, а если говорить о попытках определить критерии измеримости целей, то исследования в этом направлении велись ещё с 1940-х. SMART — один из основных инструментов коучей, и он порядком надоел многим специалистам. Тем не менее, эта простая и удобная методика настолько хороша, что отказываться от неё никто не собирается. К тому же, что может быть более увлекательно, чем попытаться заново рассказать о всем известном инструменте своими словами? Решено, я так и сделаю.

Что такое SMART?

Давайте начнём с определения. Как вы уже знаете, SMART — это методика постановки целей. Её название является аббревиатурой:

  • S — specific (конкретная)
  • M — measurable (измеримая)
  • A — attainable (достижимая)
  • R — relevant (релевантная, то есть значимая, соответствующая потребностям)
  • T — time-based (определимая во времени)

Методика очень проста: она состоит в том, чтобы применять критерии, зашифрованные в её названии, к любой цели, поставленной для достижения. Полученный результат — четко сформулированная цель — даст основу для планирования действий, направленных на её достижение.

Как это работает?

Давайте разберем на примерах. Для начала возьмем ситуацию, понятную и интересную любому человеку, поскольку она напрямую касается вопроса благосостояния. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что, любой человек когда-либо испытывал желание улучшить своё финансовое положение. Попробуем переформулировать это желание в формате цели, поставленной по SMART. Для этого нужно ответить на несколько вопросов:

  • в чем конкретно заключается цель?
  • как можно однозначно понять, что цель достигнута? Какой критерий её измерения?
  • насколько достижение цели реалистично?
  • соответствует ли цель потребностям? Принесет ли реальную пользу? Какую?
  • когда, за какой срок цель должна быть достигнута?

Ответив на эти вопросы, можно получить примерно такое описание цели:

  • Конкретность. Увеличить свой ежемесячный доход за счёт увеличения размера оплаты труда.
  • Измеримость. Если ежемесячный доход увеличится на 20%, цель достигнута.
  • Достижимость. Цель достижима.
  • Релевантность. Достижение цели принесет пользу: появится возможность повысить качество жизни
  • Определимость во времени. Через 6 месяцев.

Если вы раньше никогда не сталкивались со SMART, то сделайте паузу, остановитесь, и подумайте. Возможно, после формулировки желания в виде поставленной цели, у вас уже появились какие-либо новые мысли или наблюдения. Зафиксируйте их, они могут вам пригодиться в будущем. А я расскажу о некоторых достоинствах представленной методики.

Что нового открывает формулировка цели в формате SMART?

1. SMART помогает определиться с конкретной целью и дает новые возможности.

Может показаться удивительным, но на первом же этапе применения критериев — на этапе конкретизации — человек может переформулировать свою цель так, что откроет для себя новые возможности. Хочется увеличить свой доход. Но как именно это можно сделать? За счёт увеличения заработной платы? Или хочется открыть свое дело? А может быть, хочется освоить новую профессию? Все эти варианты — только малая часть того, что может найти в себе человек, попытавшись придать осмысленную форму своему желанию.

2. SMART проясняет ситуацию и помогает оценить последствия.

На первый взгляд многим людям кажется, что деньги — это главное. А как на самом деле? Придется ли ради увеличения дохода жертвовать свободным временем или любимой работой? Придется ли жертвовать общением с близкими? Если да, насколько цель того стоит?

3. SMART — хорошее начало для составления плана действий.

Когда вы уже знаете, что хотите достичь результата через 6 месяцев, рука сама тянется составить план. Какие этапы действий необходимы для достижения цели? Если речь идёт об увеличении зарплаты, нужно ли поговорить с руководителем, найти вторую работу, или поменять основную? Когда именно это нужно сделать?

Нравится? Какие плюсы методики увидели вы? Напишите!

SMART в обычной жизни.

Давайте рассмотрим ещё один пример. Может показаться, что он проще и прозаичнее, чем предыдущий, однако, на мой взгляд, именно глубокая проработка обычных повседневных желаний приближает человека к гармоничному состоянию.

Всем нам хотелось когда-нибудь хорошо отдохнуть и восстановиться, но не всегда получалось. Давайте представим себе, как можно переформулировать желание отдохнуть в виде четко поставленной цели. Ответив на тот же набор вопросов, что приведен выше, можно получить такое описание:

  • Конкретность. Хорошо отдохнуть в отпуске и восстановить силы.
  • Измеримость. Провести две недели отдыха с семьей и детьми, не отвлекаясь ни разу на рабочие вопросы.
  • Достижимость. Да, хотя есть риск отвлечься на рабочие вопросы.
  • Релевантность. Цель принесёт пользу: восстановление в отпуске вернет силы и интерес к работе
  • Определимость во времени. Последние две недели августа.

Я взял этот пример из рабочей практики — с разрешения клиента, разумеется. Заходя на сессию, человек знал только одно — он хочет, чтобы его отпуск удался. И уже в самом начале, на этапе постановки цели, он определил, что для того, чтобы восстановиться, ему нужно в течение двух недель вообще не заниматься рабочими вопросами. Он даже смог определить риски — понял, что вероятность отвлекаться на рабочие вопросы довольно высока. Это позволило сразу проработать возможные угрозы. Таким образом, использование в начале сессии методики SMART позволило не только сформировать образ идеального отпуска, но и учесть возможные проблемы, которые могли помешать его воплощению. Составленный на основе поставленной цели план позволил сделать идеальный отпуск реальностью. Чем не волшебный инструмент?

Подведём итог.

SMART — простая и удобная методика, которая превращает желание в чётко поставленную, конкретную и измеримую цель. Формулировка цели по SMART помогает проще и быстрее определиться со средствами её достижения. Но на этом достоинства методики не заканчиваются. Я абсолютно уверен, что работа над обычными человеческими целями, в том числе постановка своих повседневных желаний по SMART не менее, а может и более полезна, чем проработка грандиозных жизненных планов. Я постарался показать, как SMART помогает лучше понять свои желания, а значит, лучше понять себя. И я уверен, что хорошее понимание себя — это неотъемлемая часть счастливой жизни.

Бонус: секреты и лайфхаки.

В конце этой небольшой статьи я хочу поделиться несколькими идеями, о которых говорят нечасто, но которые, возможно, помогут использовать SMART более продуктивно.

1. SMART — это вызов самому себе.

Если вы дочитали до этого места — учтите, использование SMART может изменить вашу жизнь. Я вас предупредил.

SMART может быть не только инструментом целеполагания, но и орудием мотивации. У всех нас есть сокровенные желания: кто-то хочет написать когда-нибудь картину, кто-то — сменить однажды работу, кто-то хотел бы стать бизнесменом или блогером. Но всё это неопределенные, абстрактные желания, не имеющие конкретной формы и сроков воплощения. Стоит применить к такому желанию критерии SMART, как оно становится целью, после чего вы вынуждены задать себе вопрос — когда? Когда я пойду на свое первое занятие по живописи? Когда опубликую резюме? Когда начну бизнес или выложу первое видео? И, самое главное — достаточно ли я зрелый и взрослый человек, чтобы начать воплощать свои желания в жизнь? Такой вызов, брошенный самому себе, неизбежно мотивирует. Применение SMART наглядно показывает, что у каждой цели есть признаки её достижения и сроки воплощения. Это значит, что реализация цели полностью в руках человека. Нужно всего лишь сделать первый шаг.

2. Не бойтесь устанавливать сроки.

Всегда нужно стремиться к выполнению задачи в установленный вами срок. Но если что-то пошло не так, помните: это не провал и не катастрофа. Каждый раз, когда у вас не получается достичь цели в установленный временной фрейм, вы учитесь планировать время лучше, и больше узнаёте про свой темп и ритм, который вам нужно выдерживать при достижении цели. В конце концов, для того, чтобы научиться правильно планировать время, нужно не бояться завалить несколько сроков — ведь научиться можно только на опыте. Тем не менее, не бойтесь устанавливать сроки и стремитесь их выдерживать — это мотивирует, организует человека, и конкретизирует цель.

3. Не нужно применять SMART на каждом шагу.

Да, я знаю, я только что писал о том, что применение SMART полезно даже в повседневных жизненных задачах. Тем не менее, могу порекомендовать ещё одно отличное правило: не хочется — не делай. Если желания применять SMART нет, то и делать этого не надо. В конце концов, иногда нужно побыть обычным человеком, не стремясь любое своё желание превратить в цель. Поступайте разумно, в соответствии со своим интуитивным ощущением. Вопреки некоторым заблуждениям, инструменты коучинга существуют вовсе не для того, чтобы превратить человека в машину по достижению целей. Они всего лишь призваны сделать жизнь человека счастливее.

Автор Максим Корольков

Отношения: тайны бессознательного

Уже несколько раз в своих публикациях я обращался к теме отношений, раз за разом приходя к выводу, что в основе возникающих в них трудностей всегда лежит психотравма либо неэффективная установка, усвоенная человеком в детстве.

Но всё ли мы учитываем, утверждая это? Давайте попробуем разобраться.

Как психотравмы, так и установки, полученные в детстве, имеют свойство вытесняться и попадать в наше бессознательное. То есть мы не помним о них и даже не подозреваем об их существовании, но они присутствуют в нашей жизни и активно влияют на неё. Помните, как в известном фильме: «− Видишь суслика? − Нет. − И я не вижу. А он есть!»

Зигмунд Фрейд, который впервые заговорил о бессознательном, все виды психологических проблем, встречающихся в жизни человека, связывал как раз с вытесненными событиями его персональной, личной истории жизни. Иными словами, с его личным бессознательным.

Но уже его ученик, Карл Густав Юнг пришёл к выводу, что помимо личного существует и коллективное бессознательное. То, что влияет на нас, не смотря на социальный опыт, национальность, религию и страну проживания. То есть то, что влияет на нас просто потому, что мы люди. Так появилось учение об архетипах, которые как раз и представляют собой отдельные элементы коллективного бессознательного.

Так как же архетипы могут влиять на отношения между мужчиной и женщиной? Давайте разбираться.

В сказкотерапии, например, принято выделять девять мужских и три женских архетипа. Мужские архетипы представляют собой ни что иное, как основные бессознательные механизмы проявления маскулинности (мужественности). Женские, соответственно – феминности (женственности).

В отношениях мужчины и женщины проявляются как раз мужественность и женственность, которые взаимно притягиваются друг к другу. Иными словами, между собой начинают взаимодействовать архетипы, которые наиболее ярко выражены у мужчины и женщины. А в результате их взаимодействия уже рождается тот или иной сюжет. Но о женских архетипах, а также мужских и женских архетипических сюжетах мы поговорим в одной из следующих публикаций. А сейчас рассмотрим, как в отношениях работают мужские архетипы.

Но прежде хотелось бы отметить, что главная движущая сила мужского и женского архетипов – их базовая мотивация. То есть то, что человек, в жизни которого активировался этот архетип, считает своей основной целью.

Итак, мужские архетипы:

  • Архетип Воина (базовая мотивация: быть первым, побеждать). Человек с таким доминирующим архетипом в отношениях стремится, с одной стороны, развиваться, становиться лучше и совершеннее, с другой – способствовать развитию партнера.
  • Архетип Правителя (базовая мотивация: быть главным, править). В отношениях этот архетип побуждает человека выбирать общий для двоих курс, принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.
  • Архетип Крестьянина (базовая мотивация: быть богатым, иметь крепкую семью). Очевидно, что при доминации этого архетипа человек стремится принести в отношения, в первую очередь, стабильность и материальный достаток.
  • Архетип Купца (базовая мотивация: переживать приключения, быть интересным). В отношения с партнёром такой человек, прежде всего, будет стремиться внести разнообразие и новые впечатления.
  • Архетип Учителя (базовая мотивация: познавать мир, теоретически обосновывать события). Этот архетип побуждает стремиться в отношениях к пониманию партнёра и к помощи партнёру в понимании себя.
  • Архетип Монаха (базовая мотивация: служить высшей идее). Полагает наиболее важным в отношениях духовную и ценностную близость с партнёром, которую он и стремится обрести.
  • Архетип Слуги (базовая мотивация: служить достойному господину). В отношениях будет ориентирован на удовлетворение потребностей партнёра, в том числе тех, которые не высказаны.

Говоря о мужских архетипах, я вовсе не хочу сказать, что они проявляют себя только в мужчинах. Но, будучи механизмами интуитивного проявления мужественности, как правило, они проявляются ярче именно в мужчинах.

Таким образом, все рассмотренные мужские архетипы ориентированы на позитивное развитие сюжета отношений, а каждый из них в отдельности обладает исчерпывающим потенциалом для решения любой из возникающих в отношениях проблем.

Как же, в таком случае, становится возможным, что некоторые проблемы в отношениях не только не решаются «на лету», а напротив, растут и крепнут со временем, пока не уничтожают отношения полностью?

Как правило, виной этому служит внутренний конфликт, нарушающий логику действия архетипа, либо активирующий его теневую сторону. Так, например, Монах может превратиться в фанатика, Воин – в нарцисса, а Правитель – в тирана.

Но и тут не надо отчаиваться. Любые изменения начинаются с желания измениться. А любой архетип несет в себе колоссальный потенциал для положительных изменений.

Автор Дмитрий Кузьмин

Страница 9 из 102
1 7 8 9 10 11 102