Арт-терапия: описание, назначение и виды

Арт-терапия – это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства.

В буквальном смысле, исходя из этимологии слова, арт-терапия — это лечение искусством: «art» переводится с английского как «искусство», «θερᾰπεία» («терапия») с древнегреческого — «лечение». В психологии это одно из направлений, которое использует искусство и творчество для коррекции психоэмоционального состояния человека.

Термин «арт-терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение (Рудестам, 1998). Первоначально так называли различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Медицинское или психотерапевтическое применение арт-терапии требует основательных профессиональных знаний в соответствующих отраслях медицины и психологии.

Есть пассивные методики, когда для гармонизации внутреннего мира и восстановления душевного равновесия достаточно созерцания со стороны. В таких случаях арт-терапевт, основываясь на личностных предпочтениях пациента, подбирает ему музыку для прослушивания, книги для прочтения, картины и фильмы для просмотра. Но чаще всего используются активные методы, когда сам человек начинает творить, выражая через это себя, свои собственные ощущения, чувства, переживания и комплексы.

Многим людям трудно напрямую говорить о том, что с ними происходит, — в силу закрытости характера, аутических склонностей, стеснительности, комплексов. Арт-терапия позволяет это сделать символически — посредством образов в искусстве. Гораздо проще взять лист бумаги и нарисовать на нём те чувства, которые не дают покоя, чем поделиться ими с кем-то в открытую.

Основное преимущество арт-терапии: с её помощью специалисты могут исследовать всю гамму человеческих чувств и эмоций (боль, обиду, подавленность, озабоченность, вину, радость, любовь). Каждый раз, когда человек рисует, сочиняет стихотворение, играет роль или лепит, он вкладывает в создаваемые образы своё внутреннее «я» со всеми его переживаниями и комплексами. В психоанализе это называется сублимацией.

Арт-терапевты обычно имеют не только диплом психотерапевта или психолога. Они проходят специальную медицинскую подготовку, несут за людей, обратившихся к ним, клиническую ответственность. Работают, опираясь на стандарты профессиональной деятельности и этические нормы. Их сфера деятельности — детские сады, школы, трудовые коллективы, дома престарелых, исправительные учреждения, клиники.

В ряде государств (Америке, Великобритания) арт-терапия — самостоятельная медицинская отрасль, а не ответвление в психотерапии.
Из истории

В начале XX века австрийский психолог, психоаналитик, невролог, психиатр Зигмунд Фрейд и швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг независимо друг от друга пришли к выводу о том, что в любом конечном продукте творчества человека отражены не столько его жизненные принципы и взгляды, сколько его внутренний мир, переживания, эмоции и чувства. Фрейд писал о том, что это чуть ли не единственный выход того самого бессознательного, которое управляет личностью.

Основываясь на теоретическом материале двух мэтров, в 1938 году британский художник, писатель, педагог Эдриан Кит Грэм Хилл впервые испытал данную методику на практике. С помощью картин он лечил душу и тело пациентов туберкулёзного диспансера и получил на выходе отличные результаты. И термин «арт-терапия» ввёл именно он.

На основе его опыта в 40-е гг. XX века методика была успешно опробована на детях, которых удалось вывезти из фашистских концлагерей.

В 1969 году в США была учреждена Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая на сегодняшний день признана самой крупной и ведущей в этой области. Для сравнения: в России подобная ассоциация была создана лишь в 1997 году (её название звучит как «Национальная Ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики»).

Сейчас данное направление невероятно развито и применяется не только для коррекции психоэмоционального состояния человека, но и для лечения различных психических заболеваний.

Задачи:

Основная цель арт-терапии — помочь человеку выразить себя посредством творчества, что обеспечит ему душевное равновесие и гармонию внутреннего мира. В ходе работы с каждой отдельной личностью также решаются различные задачи, исходя из конкретной ситуации.

Основные функции, которая выполняет арт-терапия:

  • установить доверительный контакт с пациентом (согласно статистике, на приёме у психолога или психотерапевта только 75% могут полностью раскрыть себя в беседе, а у арт-терапевта — 98%);
  • дать выход негативным чувствам и эмоциям, чтобы они не скапливались и не отравляли жизнь человека;
  • проанализировать их (откуда появились, почему не могли найти выхода до этого, насколько разрушительную работу они успели провести);
  • помочь пациенту в развитии саморефлексии, чтобы негатив больше не возвращался и не скапливался внутри;
  • научить его концентрироваться на собственных чувствах и эмоциях, а не загонять их внутрь и не бояться их;
  • раскрыть и развить творческие способности;
  • повысить самооценку;
  • облегчить основной курс психотерапевтического лечения или психологической коррекции (арт-терапия — всего лишь вспомогательный метод);
  • обеспечить специалистов материалами для психодиагностики (рисунки — один из самых популярных её инструментов).

Чтобы арт-терапия на все 100% выполняла возложенные на неё задачи, ей занимаются профессиональные специалисты, прошедшие особые курсы.

Показания:

  • проблемы развития эмоциональной сферы;
  • стрессовое или депрессивное состояния;
  • повышенная тревожность, панические атаки, фобии;
  • цереброастения (синдром хронической усталости + постоянно плохое настроение);
  • эмоционально неустойчивое расстройство личности;
  • чрезмерная импульсивность психических и эмоциональных реакций;
  • травма отвержения;
  • состояние полного одиночества и социальной изоляции;
  • межличностные конфликты, семейные проблемы;
  • неудовлетворенность собой и своей жизнью;
  • патологическая ревность, склонность к маниакальному поведению;
  • жертвы манипуляций;
  • отсутствие саморефлексии, негативная «Я-концепция», заниженная самооценка.

На практике же список показаний не исчерпывается только этими проблемами. Он активно расширяется за счёт психических заболеваний.

Виды:

Существует несколько классификаций арт-терапии в зависимости от тех факторов, которые взяты за основу.
В зависимости от применяемых методов

Созерцательная

Если ситуация не слишком запущена (человек просто переживает из-за какого-то момента в своей жизни), могут быть предложены пассивные арт-терапевтические методики. Специалист подбирает пациенту тематические картины (пьесы, книги, музыкальные произведения — в зависимости от его предпочтений), предлагая внимательно изучить их. Это может происходить в присутствии арт-терапевта, а может быть домашним заданием (спокойная обстановка увеличивает эффективность применяемой техники).

После изучения проводится подробная беседа: что понравилось, что не понравилось, какие эмоции родились, каков смысл. В ходе такого анализа специалисту не трудно разобраться, что именно происходит с человеком и в каком направлении вести с ним дальнейшую работу.

Творческая

В более сложных случаях предлагается вызволить эмоции посредством активной творческой самореализации. В беседе не все могут высказать то, что происходит с ними внутри. Но через создание определённого творческого образа через негласные символы подсознание всё равно себя проявит. Данный вид терапии применяется чаще, чем созерцательная, так как считается более эффективным.
В зависимости от субъектов исследования

Индивидуальная

Если человеку свойственны такие черты характера, как аутизм, скрытость, замкнутость, ему трудно даётся общение и установление социальных контактов, с ним проводится индивидуальная терапия. Ему даётся определённое задание (нарисовать пейзаж, прочитать вслух монолог Гамлета, спеть песню), и результат разбирается исключительно наедине с арт-терапевтом.

Иногда в обсуждении даже нет смысла, так как продукт творчества говорит всё сам за себя. Если на рисунке у ребёнка нет папы, хотя в жизни он присутствует, проблема выявлена (конфликт с отцом налицо) и показывает специалисту, в каком направлении двигаться.

Групповая

Часто проводится арт-терапия сразу для нескольких человек. Во время занятий участники погружаются в особую атмосферу, свободно выражают свои чувства, занимаются спонтанным творчеством, создают арт-объекты, обсуждают их. Контролирует команду арт-терапевт. Его вмешательство может быть минимальным (организует пространство, озвучивает задание) или максимальным (направляет обсуждение в нужное русло, предлагает узкие темы, сам интерпретирует работы).

Группы могут быть сформированы свободно или по конкретным критериям (возраст, гендерная принадлежность, специальность, интересы в искусстве, диагноз).

Среди групповой арт-терапии на сегодняшний день особенно хорошо разработаны и широко применимы детская (в садах и школах), профессиональная (терапевт выезжает и работает с целым трудовым коллективом, если внутри него появились разногласия), семейная (на приём приходит вся семья для разрешения своих внутренних конфликтов).

В зависимости от сроков

Краткосрочная

Если человеку требуется поверхностная психологическая помощь (обрести уверенность в себе, познать смысл жизни, повысить самооценку), на курс терапии может уйти от 1 занятия до 3-4 недель.

Долгосрочная

Для человека с запущенными психологическими проблемами составляется арт-программа длиной от нескольких месяцев до нескольких лет.

Арт-терапевтические техники:

В каждом ответвлении арт-терапии имеется множество собственных техник. В рисунке свои, в лепке свои. Однако в своей основе все они опираются на общеуниверсальные.

  • Техника аватара — изобразить собственный внутренний мир. Задача — самопознание, увидеть себя со стороны.
  • Образ цели — показать одну большую цель в жизни, которая перекрывает собой остальные мелкие задачи. Задача — увидеть смысл своего существования.
  • Техника жизненного пути — продемонстрировать собственную жизнь как дорогу. Задача — понять, правильно ли был выбран путь.
  • Техника свободы — не ставится никакая цель, пациент самостоятельно выбирает тему рисунка, скульптуры, постановки. Задача — выявить приоритеты.

В арт-терапии также активно используются проективные методики, позволяющие увидеть не какое-то отдельное переживание человека, а его целостную личность:

  • методики структурирования: кляксы;
  • методики интерпретации: рисунок семьи, рисованный апперцептивный тест;
  • методики экспрессии: цветовой тест отношений, рисунок несуществующего животного,
  • проективный рисунок человека;
  • методики дополнения: метод незаконченных предложений.

Чаще всего проективные методики используются в рисовании как отдельном направлении арт-терапии.

К методам также относится пассивное созерцание предметов искусства и их активное обсуждение.

Методики:

  • Специалисты в своей работе опираются на следующие арт-терапевтические методики:
  • «Мандала» — анализ цветовой гаммы рисунков пациента.
  • Гештальт-терапевтическая методика — эксперименты с арт-объектами и реакция на них.
  • Методика артсинтезтерапии (автор — Е. Белякова) — высвобождение переживаний.
  • Психоанализ (Юнг) — анализ спонтанных и ведомых арт-объектов.
  • Психодинамика (М. Наумбург) — искусство как форма символической речи.
  • Гуманистическая методика (Ш. Бюлер) — изучение целостной личности, а не отдельных её подструктур.
  • Экзистенциальная методика — во главу угла ставятся этические темы выбора и ответственности.

 

Дыхательные практики. Зачем?

Зачем нам нужно заниматься дыханием? Чтобы управлять собой, своим состоянием?

Структуру человека условно можно поделить на три составляющие. Разум, эмоции, тело.
Рассмотрим результаты работы с дыханием на этих трех уровнях.

  • 1. Разум. Управление своим дыханием помогает настраиваться на нужные образы, сосредоточиться на конкретных задачах и целях, повысить концентрацию внимания, расширить восприятие.
  • 2. Эмоции. Дыхание напрямую связано с чувствами и эмоциями. Каждая из них окрашена специфическим рисунком дыхания. Изучая то, как мы дышим, испытывая разные чувства, меняя рисунок дыхания по нашему желанию, мы управляем своим эмоциональным состоянием. Снижается стресс от переживания условно негативных чувств. Повышается общий уровень энергии, становится легче находиться в субъективно дискомфортных ситуациях.
  • 3. Тело. На телесном уровне, дыхание помогает справиться с болезненными ощущениями, спазмами, напряжением мышц. Управляя дыханием, можно вызывать ощущения тепла или холода, по надобности. Дыхательные практики помогают глубоко расслабиться.

Когда опыт управления своим дыханием достаточно большой, дыхание становится верным помощником в медитативной, любой энергетической и телесной практике. Например, йога, цигун, восточные гимнастики, не возможны без тренировки дыхания и концентрации внимания.

Используя дыхательные практики можно усилить эффект всевозможных оздоровительных процессов тела, таких как диеты, чистки, модные сейчас детоксы.

Из полезных навыков, вытекающих напрямую из дыхательных практик, хочу подчеркнуть управление своим вниманием. Лишь с помощью осознанного вдоха и выдоха можно повысить чувствительность к себе и состояниям других людей, легко сосредотачиваться и удерживать внимание на одном деле или объекте.

Работая со своим дыханием, мы взаимодействуем напрямую с энергетикой своего тела. И любые наши процессы идут быстрее и развиваются самым гармоничным образом, если мы подключаем дыхание. Будь то совершение открытий в области «науки и знания» или физические нагрузки при покорении Эвереста.

Управляя своим дыханием, мы помогаем себе самым естественным и доступным в любой ситуации способом.

Автор Луговкина Екатерина Викторовна

Страница 65 из 102
1 63 64 65 66 67 102