Регуляция психических состояний через переживание символических образов

Ключевые слова: психические состояния, регуляция, переживание, рефлексия, образ.

В данной работе нами исследуется способность человека регулировать психические процессы на уровне психических состояний, а через них и оптимизировать функциональное состояние всего организма.Проблема регуляции психических состояний разрабатывалась как в русле практической, так и теоретической психологии. Данная проблема не потеряла свою актуальность и в последние годы. А, по нашему мнению, даже возросла. Особенно эта проблема актуальна для будущих педагогов: подрастающее поколение должно воспитываться и обучаться физически и психически здоровыми личностями. С целью обучения студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования психологического здоровья, автором проводятся исследования и поиски новых психотехнологий выработки эмоциональной устойчивости личности.Наши исследования показали, что регуляция психических процессов на уровне психических состояний тесно связана с такими понятиями как регуляция, саморегуляция, переживание, образы, символические образы. Основная идея данного исследования — выявить взаимосвязь таких категорий как образ, переживание, психические состояния. Цель исследования: соединить концепцию А.О. Прохорова о психических состояниях, с концепцией Л.Р. Фахрутдиновой о переживаниях человека для разработки психотехнологии по регуляции психических состояний через переживание символических образов.

Для достижения поставленной цели нами ставятся следующие задачи:

  • изучить взаимоотношения таких понятий как психические состояния и переживания;
  • изучить взаимоотношения понятий переживание и образ;
  • изучить взаимоотношения понятий психические состояния, регуляция, переживание символических образов, рефлексия.

Рассмотрим вышеуказанные понятия с позиции теоретической и практической психологии. Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». В последующие годы опубликованы ряд монографий (Генкин, Медведев, 1973; Сосновикова, 1975; Баевский. 1979; Забродин, 1983; Немчин, 1983; Симонов. 1983; Леонова, 1984; Данилова, 1985,1994; Чайнова, 1986; Китаев-Смык, 1988; Чирков. 1989; Киршбаум, Еремеева, 1990; Прохоров, 1994, 1998, 2002; 2005; Бодров, 1995; Куликов, 1999; Агавелян, 2000), в которых рассмотрены как общетеоретические, так и частные вопросы, касающиеся проблемы состояний человека. Имеющиеся в литературе определения психического состояния прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний делают их труднодоступным объектом научного изучения. На трудности исследования и диагностирования указывает и А.О Прохоров в своей работе [11]. Продолжая исследования, Прохоров в своей монографии [13] вскрыл роль психических состояний в состоянии всего организма: «Поскольку все уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменения на любом из них неизбежно ведет к изменению всей системы в целом. Отсюда следует, что, осуществляя целенаправленную регуляцию (управление) процессов, происходящих на уровне психических состояний, можно оптимизировать состояние всей системы. Психические состояния в этом случае, кроме указанной функции, приобретают функцию регулятора отношений, поведения, деятельности и даже функционального состояния организма». Прохоров разделяет психические состояния на: относительно равновесные состояния и неравновесные состояния. К относительно равновесным состояниям относятся: удовлетворенность, спокойствие, симпатия, просветленность, заинтересованность, бодрость и т.п., т.е. положительные состояния. К неравновесным состояниям относятся: агрессия, бешенство, возмущение, волнение, гнев, испуг, ненависть, отчаяние, озлобленность, оскорбленность, ревность, страх, стресс, тревога, ужас, шок и т.п., т. е. отрицательные состояния.Психологическая регуляция, саморегуляция. Согласно словарю [18] «регулировать» означает: «…2) воздействовать на работу механизма и его частей, добиваться нужного протекания какого-либо процесса». Прохоров дает следующее определение психологической регуляции: «…когда человек регулирует собственную психическую сферу, мы имеем дело с психической регуляцией». О саморегуляци он высказывается следующим образом: « Что касается саморегуляции, то как пишет Г.С. Никифоров[1986] прибавление местоименного прилагательного «само» к тому или иному существительному, имеет вполне определенное словообразовательное значение, смысл которого заключается в обозначении направленности действия на того, кто его производит».Прохоровым приводятся такие способы регуляции неравновесных состояний как регуляция внимания, волевая регуляция, интеллектуализация, релаксация, физическое переключение, дыхательные упражнения.Нами выдвигается гипотеза, которую можно выразить через модель: неравновесное состояние → переживание символических образов → рефлексия → относительно равновесное состояние.Переживание в отечественной академической психологии представлено достаточно полно только в исследованиях Ф.Е. Василюка [3] и в работах Л.Р.Фахрутдиновой [20; 21]. Учитывая поставленные задачи, нам представляют интерес монографии Фахрутдиновой [20; 21], в которых она приводит материалы теоретических, экспериментальных, практических исследований категории переживания. Релевантными нашим представлениям являются следующие выводы: «Переживание понимается как психическое явление, данность внутренней жизни человека, посредством которой осуществляется связь осознаваемого Я с ядерными, большей частью неосознаваемыми структурами субъективного мира»; «Переживание вступает во взаимодействие с психическими процессами и состояниями, являясь для них матрицей, носителем, формой, данностью, самим бытием. Переживание может быть опосредующим звеном, психологическим механизмом, посредством которого осуществляется взаимодействие психических процессов и состояний»; «Переживание как «буферная зона», где происходит накопление изменений до некоторой «критической массы» и далее качественный переход состояния» (подчеркнуто автором статьи). Представляет для нас также интерес и следующее положение: «сквозной» (подчеркнуто автором статьи) характер переживания, пронизывающий все виды психических явлений, всю психическую реальность субъекта». В контексте данной статьи, важен вывод, который делает Фахрутдинова: «…ситуация через пусковые механизмы (психические процессы), далее через промежуточное звено (переживание) осуществляет свое влияние на психическое состояние субъекта». Также для нашего исследования важны выводы Фахрутдиновой о рефлексии: «…динамика взаимоотношений рефлексивных процессов и переживаний проходит один из путей, связанных с постепенным усложнением и переходом рефлексивных процессов с наиболее элементарных, первичных уровней к более усложненным. Испытываемое вначале как смутное ощущение, переживание для человека приобретает все большую очевидность вплоть до самых интеллектуальных, утонченных форм самоанализа».С позиции темы исследования, мы считаем возможным предположить такую модель: ситуация (стресс, фрустрация, конфликт, кризис и т.д.) → неравновесное состояние → переживание символических образов → рефлексия → равновесное состояние.Далее рассмотрим такие понятия как образ, символический образ. Обратимся к монографии «Теория переживания» Фахрутдиновой, которая, классифицируя переживания в соответствии с той или иной категорией, отмечает: «…переживание и образ: фантазия как форма переживания…(по Р. Д. Лейнгу, К. Г. Юнгу и др.)». Согласно данных полного энциклопедического справочника по психологии «образ — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Различают следующие виды образных явлений. 1. О.восприятия, 2. О. представления, 3. О. воображения». В регуляции психических состояний применяются образы представления и воображения. Для нашего исследования важен взгляд Петровского и Ярошевского на образ [14]: «Множество теоретико-экспериментальных направлений обогащало категорию психического образа. Но, как неоднократно подчеркивалось, эта категория не работает вне системы других. За явленным сознанию предметным образом скрыты предметное действие, мотив, к нему побуждающий, отношение субъекта к другим людям, а также личностная значимость и переживаемость информации, свернутой в образе – чувственном и умственном» (подчеркнуто автором статьи). Важность этой категории отмечает и Марцинковская [5]: «Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи образов чувственного и умственного. Изучение этой связи, как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем психологии». И далее: «…для психологии особый интерес представляет вопрос о степени осознанности образов, так как и бессознательное, и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание».Автор данной статьи считает, что академической психологией не разработана тема о влиянии переживания произвольных и непроизвольных образов на психические состояния, хотя практической психологией применяется широко (Лейнер Х., Лазарус А., Стюарт В, Л.П. Гримак, И.Х. Шульц, Е.И. Зуев, А.Ф. Ермошин, Е.В. Лопухина, Е.Л. Михайлова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.). Все авторы придают большое значение работе с образами, и именно при переживании «чувственных образов», «образов-архетипов» происходят позитивные изменения в психике: изменяются чувства: чувства, сопутствующие неравновесным состояниям заменяются чувствами относительно равновесных состояний. «Чувственные образы», «образы-архетипы» это символы. В настоящее время большинство психологов, в том числе проводящие исследования в русле академической психологии признают тот факт, что психика это сложная, многоуровневая система, которая состоит из сознательных и неосознаваемых уровней. Неосознаваемые уровни подразделяются на уровни, из которых материал может переходить на осознаваемый уровень (осознание, рефлексия), и уровень, материал которого представлен символически. Для нашего исследования важно еще одно понятие, упоминавшиеся ранее – архетип. Коллективное бессознательное содержит архетипы, которые выражают себя как универсальные примитивные образы, накопленные веками сквозь культуры. Архетип по отношению к коллективному бессознательному — это тоже, что комплекс по отношению к личному бессознательному. Так как материал коллективного бессознательного никогда не существовал в сознательном, он не вытесняется [19]: «…Архетипы имеют тенденцию группироваться вокруг основных или универсальных случаев в жизни, таких, как рождение, брак, материнство, смерть и разлука). Архетипы остаются скрытыми, пока они не узнаны и не осознаны, и несут сильный заряд энергии, которому личности оказывается трудно сопротивляться. Архетипы пробуждают чувства, затемняют реалии и овладевают волей. Все психические образы до некоторой степени проникают в архетипическое».Нами выдвигается гипотеза, что в кризисных ситуациях, именно усиление влияния архетипов приводят к неравновесному состоянию, изменить которое человек самостоятельно не всегда способен. Работая с образами, человек движется в коллективное бессознательное и из него, когда образы, вызванные из коллективного бессознательного, выводятся на поверхность, заряженные сильными чувствами и, переживая эти чувства, далее рефлексируя их, человек приходит к относительно равновесному состоянию.

Для исследования влияния переживания символических образов на психические состояния организовано эмпирическое исследование.

Схема исследования:

  • психодиагностика психического состояния в группе;
  • отбор лиц, у которых выявлено неравновесное состояние;
  • проведение 8-10 сеансов работы с образами по методу Символдраммы;
    психодиагностика психического состояния.

Для психодиагностики используется компьютерный вариант теста М. Люшера. Нами выдвинуто предположение, что выбор на первые места 4 основных цветов соответствует относительно равновесному состоянию, а выбор на первые 3 места дополнительных цветов (серый, коричневый, черный) соответствует неравновесному состоянию. Данное предположение основано на 3 правилах, указанных Прохоровым со ссылкой на исследования Люшера: «1. Появление любого основного цвета на последних трех местах в ряду предпочтений декларируется М. Люшером ненормальным и обозначает наличие тревоги.2. Появление любого дополнительного цвета на первых трех местах декларируется ненормальным и обнаруживает наличие…соответствующих переживаний.3. Если есть хоть одна тревога, то первый цвет автоматически рассматривается как ее компенсация. Если есть хоть одна компенсация, то в любом случае последний цвет рассматривается как индикатор тревоги, ее вызывающей».Состояние тревоги нами рассматривается как неравновесное состояние. Последовательность 34251607 принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений, эталонного индикатора нервно-психического благополучия (относительно равновесного состояния, прим. автора).

Автор Н.Б. Дмитриева

Мандала и мировая гармония

Что такое Мандала?

Ма́ндала (санскр. «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

«Давным давно существовало нечто, безымянное, неизвестной формы. Оно загромоздило собой небо и землю. Когда боги это заметили, они его схватили и прижали к земле, лицом вниз. Так, повалив его на землю, боги удержали его. Брахма его поручил богам и назвал его Васту Пуруша».

Это отрывок из древне-индуисского текста, дающий представление о масштабности понятия Мандала.

Выглядят Мандалы как рисунки или талисманы, выполненные на бумаге, шелке, дереве или даже камне. На самом деле это отражение восприятия окружающего Мира, отношений с Богом и Космоса. Изначально на Востоке Мандалы существуют для концентрации на божественном и созерцания.

Мандалы или изображения подобные им, существовали практически у всех народов. В Индии, Китае, у кельтов и славян, в Южной Америке и на Тибете.

Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники.

Размер Мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.

Существуют древние Мандалы, изображение божеств. И Мандалы для церемоний и ритуалов. На Тибете создавались Мандалы из цветного песка или крашеного риса. После ритуала или медитации они намеренно разрушались. Это символизирует жизненный цикл.

Известнейшая тибетская мандала – это мандала Калачакры, представляет просветленные качества сострадания, мудрости и благословения. Мандала Калачакры гармонизирует отношения между людьми, очищает пространство, направляет помыслы к свету и созиданию.

Символика мандалы:

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

Юнг и Мандала

Сечас в психотерапии активно используется целебная сила Мандал. Первым же, кто обратился к медитации с Мандалой был Карл Густав Юнг (1875-1961).

Он изучал целебное действие окружностей на душу пациента. В его работе Архетипы и коллективное бессознательное Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. По мнению Юнга рисунок Мандалы представляет собой единство личности и всей Вселенной.

Простая техника работы с Мандалой:

Очистив разум от всех эмоций и мыслей, направьте взгляд в центр изображения мандалы, но не фокусируйте его. Обратите бесстрастное внимание наблюдателя внутрь себя и «прислушайтесь». При возникновении каких-либо ощущений, не пытайтесь их оценивать или анализировать, просто сфокусируйте внимание на них, чтобы усилить эффект до максимума и продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа и более); можете прекращать, как только почувствуете, что утомились фокусировать внимание, и никаких изменений в вашем состоянии больше не происходит.

Прежде чем начать применение мандалы в практической жизни, следует знать от них следующее:

Управляются человеческой мыслью (т.е. вами самими), поэтому чем положительнее информация, тем больше энергии она привлекает к себе через этот канал;

Сами они не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства;

Их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается;

На работу с ними настройка производится мысленно, вне зависимости от их местонахождения, поскольку они хранятся в любом месте. Пользоваться ими можно в любое время суток;

Их можно класть, ставить так, как вы захотите — действие от этого не ослабнет;
одновременно можно использовать до 3-4 изображений;

работать с ними можно ежедневно, по индивидуальной потребности, например, по 15-30 минут, делая перерыв на каждый седьмой день. Через 5-6 месяцев занятия можно проводить уже через 1-2 дня, спустя год сделать их еще реже и заниматься сознательно только тогда, когда для этого появляется внутренняя необходимость.

Применение изображения мандал разнообразно: с их помощью можно снимать головные боли, уменьшать воздействие метеорологических факторов, тренировать память, нейтрализовать геопатогенные зоны, использовать для очистки любых сред, пространства, предметов, организмов, медитировать.

Применение мандал:

  • Оздоровление организма, исцеление
  • Зарядка энергией воды
  • Очищение пространства, пищи, лекарств
  • Обереги/защита
  • Нейтрализация/уменьшение вреда геопатогенных зон, воздействия электроники, окружающей среды
  • Работа с сознанием/подсознанием, медитация
  • Активация заложенной в ДНК человека духовной информации Балансировка и гармонизация левого и правого полушария мозга способствуют открытию сердца и помогают следовать интуиции
  • Разрешение ситуации, улучшения взаимоотношений (с близкими, детьми, коллективом),
  • Привлечение в жизнь любви, изобилия, воплощения в жизнь мечты,
  • Проработка каких-либо качеств (устранение отрицательных и проявление положительных),

Оздоровление организма

Для оздоровления всего организма надо найти спокойное место и время. Положите изображение себе на колени либо поместите напротив себя.
Примите удобную позу, максимально расслабитесь и пристально смотрите на мандалу. Погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Вообразите, что это живая точка пространства, которая сочувственно выслушивает вас и все понимает.

Поэтому обращаясь через мандалу к Миру, пожелайте ему мысленно или вслух благополучия и счастья, сказав что-то вроде: «Да будет добро всему Космосу». После этого сформулируйте свое желание-намерение, например: «Пусть исчезнут все мои болезни, перечислите их, а мое биополе станет мощным и плотным, надежно защищая меня от всяческих бед и напастей. Я здоров. Пусть во мне увеличивается разум, сила любви и я здоров, полон энергии и сил». Пожелайте себе то, что вам полезно и необходимо. После этого закройте глаза и мысленно вернитесь в тот период совей жизни, когда вы были счастливы и здоровы.

В таком состоянии нужно находится минут 20. Если вы уснете, это к лучшему — во время сна восстановление идет эффективней.

Медитация с помощью мандал

Когда вы медитируете, используя мандалу, вы тренируете умение своих глаз концентрироваться на определенном элементе души. Обычно мандалы поделены на сегменты, каждый из которых несет нам сообщение. Работая по направлению от внешних слоев все глубже внутрь, вы связываетесь с энергией различных элементов, входящих в состав мандал и впитываете их. Постепенно ваш взгляд останавливается на центре, который является олицетворением духовного начала и точкой озарения. Такие медитации особенно эффективны, когда вам необходимо сосредоточить свое внимание, но сконцентрироваться сложно. Символика сочетаний форм и цветов становится глубоко личной, поэтому многие создают или заказывают собственные/персональные мандалы.

Необходимо помнить, что если вы научитесь правильно работать с мандалой, она станет для вас действенным инструментом открытия и использования своей внутренней энергии, «ключом» к вашим скрытым ресурсам.

Настраиваясь на мандалу, мы включаемся в особый Вселенский ритм, способствующий восприятию космической энергии, и получаем возможность совершенно иного развития. Получив новую информацию, многие смогут проанализировать свою жизнь, узнать, какими качествами они изначально обладают, сознательно скорректировать свои слабые стороны, чтобы добиться решения тех задач, ради которых они родились.

 

Страница 77 из 102
1 75 76 77 78 79 102