Игровой формат как эффективный метод в тренинге.

Статистика говорит, что просто слушая информацию, человек может запомнить только 20% информации. Благодаря личному участию в обсуждении, человек сможет повторить до 80% информации.  Именно поэтому все чаще в обучении используется игровой формат, который и позволяет максимально усвоить новые знания.

Что такое игровой формат?

Это формат, который позволяет получить знания на основе собственного опыта. Играя и моделируя определенные ситуации, человек получает новый опыт и знания, которые в последующем он использует в своей профессиональной деятельности.

Преимущества игрового формата для обучения:

  • ускорение процесса обучения;
  • уменьшение разницы между теорией и практикой;
  • развитие творческого мышления;
  • увеличение уровня взаимодействия с другими людьми;
  • повышение способности самостоятельного развития.

Теория Колба

Профессор Д. А. Колб – психолог, занимающийся обучением с помощью игры, сказал: «Знания – это результат сочетания опыта и его трансформации».

Исследования Колба показывают, что использование опыта обучения — это непрерывный процесс размышлений и экспериментов. Профессор создал «учебный цикл», который принято использовать во время игрового формата:

  • конкретный опыт (человек получает новый опыт или участвует в процессе интерпретации существующего опыта);
  • мыслительные наблюдения (человек рассматривает новый опыт и выявляет любые несоответствия со старым опытом);
  • абстрактная концептуализация (человек создает новую идею/концепцию или модифицирует старую, анализирует и формирует выводы);
  • активное экспериментирование (человек усваивает новые знания и может применять их в других ситуациях).

Как использовать этот цикл на семинарах и тренингах?

  • Дайте возможность присутствующим получить опыт. Как это сделать? Смоделируйте ситуацию и предложите участникам найти из нее выход. Например, если бизнес-обучение направлено на усовершенствование навыков общения с клиентами, предложите участникам разбиться на пары. Один человек будет недовольным клиентом, а второй – сотрудником компании. Предложенный сценарий должен воссоздать то, что действительно может произойти в реальной жизни, а поэтому решение предложенной задачи даст возможность участникам попрактиковать свои навыки.
  • Дайте поразмышлять. После моделирования ситуации, предложите участникам тренинга/семинара задать свои вопросы, а также дать ответы на поставленные вами вопросы. Например, продолжая тему общения с недовольными клиентами, уточните, как участники чувствовали себя, работая с вредными покупателями или посетителями? Что в общении прошло хорошо, а что – плохо? Как можно улучшить свое общение с клиентами? Какие выводы были сделаны?
  • Обмен опытом. Очень важным фактором в обучении является изучение опыта других людей. Так, участники смогут понять разницу между своей собственной реакцией и реакцией других участников? Почему кто-то более преуспел в решении предложенной задачи?
  • Дайте ученикам возможность применить полученные знания. После того, как присутствующие приняли участие в моделировании ситуации, поразмышляли и проанализировали свои ошибки, посмотрели, как с задачей справляются другие гости мероприятия, предложите им применить полученную информацию на практике. Смоделируйте для них еще одну ситуацию и позвольте использовать свой новый опыт в ее решении.

Роль преподавателя

На протяжении семинара/тренинга, в основе которого лежит игровой формат, преподаватель перестает быть просто учителем или спикером, доносящим информацию. Его роли меняются. Рассмотрим несколько из них:

  • Инструктор. В основном, преподаватель примеряет на себя роль инструктора в начале игры, объясняя ее правила участникам.
  • Тренер. Роль тренера обычно также отводится на начало игры. Цель – научить участников, используя практические ситуации, показать им пример.
  • Рефери. Эту роль преподаватель выполняет непосредственно во время игры, следя за тем, чтобы участники придерживались всех озвученных правил.
  • Ведущий. Ведущим преподаватель становится ближе к концу игры. Эта роль необходима, чтобы обеспечить правильную коммуникацию между присутствующими.

Игровой формат – наиболее популярный и действенный в усвоении информации. В зависимости от целей обучения, игры могут быть как индивидуальными, так и парными и групповыми. Цели также влияют и на сценарии игр, их направленность и т.д. Поэтому, главное понять главную задачу обучения. Определив это, организовать семинар или тренинг с наличием игрового компонента будет гораздо легче.

Гармония жизни

Гармонией называют равноценную совокупность всех сфер жизнедеятельности индивида. Это внутреннее состояние, сопровождаемое ощущениями событий, независимых от окружающих людей и внешних обстоятельств.

В античные времена над понятием гармонии задумывались мыслители и философы, среди которых был Пифагор, выдвинувший мысль о гармонии сфер, ставшей основой идеализма, существующей и сегодня в философии Кеплера, Лейбница, Джордано Бруно и Шефтсбери.

Гармония человекаэто слияние отдельных компонентов одной личности в единое целое. О ней можно говорить, когда все жизненные сферы сбалансированы. Про гармоничного человека можно сказать, что он счастливый.

Зачем же нужна жизненная гармония? Ответ определяется такими основными положениями:

  • это способ ощутить полное внутреннее успокоение;
  • возможность облегчить свой путь на пути к достижению цели;
  • лучшее понимание своих потребностей и сущности партнера;
  • возможность улучшить личные качества и взаимоотношения;
  • способность ощутить внутреннюю свободу.

Давайте рассмотрим, какие проявления могут указывать на гармоничную личность:

  • Примеряется со своей сущностью. Такого индивида не будет угнетать чувство вины за ранее совершенные ошибки. Он их анализирует и становится мудрее.
  • Гармоничная личность принимает все свои недостатки, исправляет, что возможно. С остальными смиряется. Концентрируется на своих достоинствах.
  • У такого человека нет проблем с самооценкой. Он уверен в своих силах.
  • Он имеет гармоничные отношения с миром, который его окружает.
  • Гармоничные люди не злопамятны. Они прощают обиды.
  • Такой индивид знает, как негативная информация воздействует на психику. Он не поддерживает общение с людьми, которые могут отравлять его жизнь.
  •  Быть в гармонии – делать людям добро, зная, что оно к тебе вернется.
  • Для достижения гармонии индивид следит за своим телом и здоровьем. Он не станет запускать заболевания, надеясь, что все пройдет.

Для обретения гармонии необходим баланс в четырех основных сферах:

  • телесная — физические составляющие жизни, здоровье, спорт, интимная близость;
  • духовная – мечты, планы, фантазии, творчество;
  • социальная — контакты с друзьями и родственниками, окружающими людьми;
  • материальная – все, что связано с деньгами, работой, хобби.

Если у индивида наблюдается недостаток в одной из его сфер о гармоничной личности не может быть и речи. Для определения баланса сфер психологи предлагают использовать листок бумаги, на котором нужно нарисовать круг, разделить его на четыре части, соответствующие каждой сфере. Далее необходимо для себя определить, на сколько каждая из них заполнена. Делать это нужно интуитивно, долго не раздумывая.

Когда выявляются проблемные сферы, нужно над ними работать:

  • если проблемы с материальной сферой – возможно необходимо поменять работу;
  • если в телесной — почаще устраивать себе выходной, сопровождаемый посещением спортзала, массажа или сауны;
  • если в духовной — неплохо было бы развить свой творческий потенциал, начать писать, рисовать или лепить;
  • если в социальной — больше времени уделять близким и родным, завязывать новые знакомства.
Страница 84 из 102
1 82 83 84 85 86 102